Разделы:
Ликвидация предприятий PDF Печать E-mail

Гражданский кодекс РФ предусматривает несколько оснований для ликвидации фирм.


Так, фирма может быть ликвидирована, как в добровольном порядке (на основании принятого учредителями решения), так и в принудительном (на основании решения суда).


Причиной добровольной ликвидации фирмы в частности может послужить истечение срока, на который она создавалась, или достижение цели создания, или просто дальнейшая нецелесообразность ее существования.


С принудительной ликвидацией фирмы дело обстоит несколько иначе. Основанием для этого является соответствующее решение суда. Причиной для обращения в суд могут послужить ошибки, которые были допущены при создании Вашей фирмы, или отсутствие лицензии в случаях, когда ее наличие для данного вида деятельности является обязательным, либо же осуществление запрещенной законом деятельности. При этом обязанности по осуществлению действий по ликвидации фирмы, скорее всего, лягут на учредителей или уполномоченный орган Вашей фирмы.


Где-то посередине между добровольным и принудительным основанием для ликвидации фирмы находится такой ее вид, как признание юридического лица несостоятельным (банкротом).


Мы не станем останавливаться на том, как осуществляется процедура банкротства. Мы хотим  рассказать о ликвидации фирм.


Независимо от основания, сама процедура ликвидации примерно одинаковая и состоит из следующих шагов.

Шаг первый. Принятие решения. Его нужно оформить надлежащим образом.

Шаг второй. Создание ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора.


Шаг третий. Вы должны сообщить о том, что скоро Вашей фирмы не станет всем заинтересованным лицам. Таковыми, в частности, являются кредиторы и регистрирующий орган (налоговая инспекция). Поэтому нужно опубликовать объявление о ликвидации в официальном печатном издании, призванном печатать такого рода информацию (они есть в каждом регионе нашей необъятной родины), а также подать заявление в налоговую, которая внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что данная фирма находится в процессе ликвидации. Заявление подается в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации.

К сожалению, хотите Вы того или нет, но процесс ликвидации фирмы дело отнюдь не быстрое. Закон дает кредиторам срок в два месяца для того, чтобы они успели заявить все свои требования.


Шаг четвертый. Налоговая проверка. Проводить ее, конечно, будете не Вы, но подготовиться к ней нужно надлежащим образом. Итак, ст.87, 89 Налогового Кодекса предусматривает, что независимо от того, как давно проверялась Ваша компания, налоговая нагрянет к Вам вновь с выездной проверкой. Если по ее результатам у Вашей фирмы будут обнаружены недоимки по уплате налогов, то инспекция вынесет решение об их взыскании, а также начислит штрафы и пени. И тут все зависит от ситуации и Вашего решения. Если Вы уверены, что ИФНС не права, то можете обжаловать ее решение, и тогда процесс ликвидации может растянуться на долгие месяцы или даже годы. Ведь, как правило, в суде налоговая идет до конца, проходя все инстанции. Если же Вы не хотите так долго ждать, придется оплатить все претензии государства.


Но даже, если Ваши налоги оплачены в срок, все равно быстро «разделаться» с проверкой не удастся. Как правило, она занимает от двух до трех месяцев.


Следующим Вашим шагом будет проведение инвентаризации имущества или обязательств, которая осуществляется на основании и в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете».


Немаловажным и хлопотным мероприятием при ликвидации фирмы является также процесс сверки расчетов со своими партнерами по бизнесу. На первоначальном этапе Вы составляете промежуточный ликвидационный баланс. После этого можете приступать к выплате долгов.


Делается это не произвольно, а в строгом соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ. Очередность удовлетворения требования кредиторов установлена статьей 64 ГК РФ.


В первую очередь – это те, кому Вы задолжали выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью или же обязаны компенсировать моральный ущерб.


После того, как с вышеназванными лицами Вы расплатились, можете приступать к погашению долгов перед кредиторами второй очереди. В нее входят работники Вашей организации, которым Вы обязаны оплатить зарплату и (или) выходные пособия. Также авторы, получающие от Вас вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности, относятся к кредиторам второй очереди. Государство скромно отнесло себя к третьей очереди кредиторов. Поэтому выплаты в бюджет всех уровней производятся после оплаты долгов перед вышеперечисленными очередниками.


Ну и, наконец, если еще что-то останется, выплачиваются все остальные долги. Если и после этого будет что делить, оставшееся имущество передается учредителям и раздается им пропорционально первоначальных вкладов.


К сожалению, на этом бумажная волокита не заканчивается. Следующим шагом при ликвидации фирм является составление ликвидационного баланса и заявления о регистрации ликвидации юридического лица. Оно заполняется по форме № Р16001 в строгом соответствии с требованиями Постановления Правительства. Существуют даже методические рекомендации по заполнению данной формы, ведь закон не терпит неточностей и ошибок.


При ликвидации фирмы (за исключением случаев банкротства) Вы подаете в налоговую инспекцию следующие документы:

  • Заявление
  • Ликвидационный баланс
  • Документ об уплате государственной пошлины. Размер ее составляет 20% от той суммы, которую следует уплатить при регистрации юридического лица.
  • Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных законом сведений. Перечень этих сведений устанавливается в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Спустя пять дней, из единого государственного реестра юридических лиц будет исключена Ваша организация. Процесс ликвидации фирмы завершен!


На практике все окажется даже сложнее, чем мы описали, так как Вы можете столкнуться с совершенно непредвиденными препятствиями и трудностями. Создать фирму намного проще, чем ее ликвидировать. В этом деле Вам потребуется помощь множества специалистов: юристов, бухгалтеров, аудиторов. Будет исписана тонна бумаги, перелопачены ворохи документации. Не известно, как поведет себя налоговая инспекция, ибо, как показывает практика, налоговики редко (если не сказать никогда) не находят нарушений налогового законодательства при проведении проверки. Тем более, когда речь идет о выездной проверке. Конечно, та же практика свидетельствует о том, что отбить притязания инспекторов можно, но для этого Вам потребуется немало времени, сил и даже средств.


Избавить себя от лишних хлопот вполне реально, если поручить процесс ликвидации фирмы профессионалам, знающим свое дело. Они не только возьмут на себя все хлопоты по документарному оформлению процесса, не только предоставят необходимых специалистов, но и смогут ускорить процесс ликвидации Вашей фирмы.


Немного справочной информации...


Ликвидационная комиссия


После принятия решения о ликвидации организации, а также уведомления регистрирующего органа, учредители организации по согласованию  с тем же регистрирующим органом назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и срок ликвидации организации.


Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, который принял соответствующее решение о ликвидации юридического лица. В состав комиссии могут быть включены:

 

  • Руководители организации.
  • Учредители или их представители.
  • Работники юридического лица. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включают главного бухгалтера, кадровиков, юристов и финансистов.

По сути, с момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению организацией.


Так как ликвидационная комиссия может распоряжаться всеми денежными средствами организации, это нужно как-то законно оформить. С этой целью нужно представить в банк решение о ликвидации фирмы и переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации организации.


Необходимо отметить, что любой шаг при ликвидации организации должен находить свое отражение в Едином государственном реестре юридических лиц. Так сначала Вы направляете в налоговую Уведомление о ликвидации организации по утвержденной Постановление Правительства форме. Затем уведомляете ее о формировании ликвидационной комиссии.


С этой целью следует направить в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по установленной форме. На его основании будет внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ.


Самое первое, что должна сделать ликвидационная комиссия это дать объявление о ликвидации организации в официальной печати. В данном объявлении следует указать порядок и срок предъявления требований кредиторами. Срок в любом случае не должен быть меньше двух месяцев.

Если пропустить данный срок, то требования все равно будут удовлетворены, но уже после удовлетворения требования кредиторов, заявивших требования в положенный срок.


 
Дополнительно:
Поиск по сайту:
Реальные истории:
  • 0
  • 1
prev
next

Судебная история - обвинение в клевете и

Описываемая ситуация произошла с несколькими известными компаниями, но она имеет прямое отношение к больной теме журналистики  - судебные тяжбы, связанные с обвинением в клевете и нанесением морального вреда.. 1) ...

Истории | Среда, 8 Декабря 2010

Читать делее

Судебная история про ТСЖ!

Итак! 2000 год. Москва. Южное Бутово! Сдается жилой дом, точнее несколько домов в одном микрорайоне. И просят всех приобретательный квартир, а так же получивших квартиры от города по ...

Истории | Среда, 8 Декабря 2010

Читать делее